У семи директоров продажи без CRM!


flood-24420_1280

Я часто слышу: «Внедрим СРМ за 20 минут, бЭсплатно!»

А Вы верите? А пробовали? Я пробовал, и даже получалось, и даже раз 20.

Правда, ни разу не получилось за 20 минут и ни разу бесплатно не дало необходимого результата. Почему? Тут есть маленькие нюансы. Чтоб за 20 минут внедрить, нужно 3 месяца готовиться. Хотя, насчет бесплатно я чуть не соврал.  Можно, чтоб бесплатно! Нужно просто все связанные с СРМ затраты: настройки, интеграции, телефонию, оплату за потраченное на внедрение рабочее время (не важно, сами учатся сотрудники работать в системе, вы учите или наняли специального человека) разбросать по другим статьям расходов. Тогда СРМ – бесплатная! Факт! Это как утверждать, что проезд бесплатный на трамвае, потому что в начале месяца вы купили проездной на все виды транспорта.

На самом деле, чаще бывает так: шесть месяцев идет обсуждение на тему, какую СРМ внедрить – маленькую и платную, но навсегда, или большую и бесплатную, но ненадолго, потому как она потом тоже становится с..ка платная? Вот ведь незадача. Вечной халявы-то нет, а хочется! Вот и не выбрать, никак!

business-1302849_1920

А если серьезно, друзья и коллеги, кто считает, что выбор CRM – легкое и плевое занятие, равно, как и ее внедрение в отделы продаж и маркетинга? Меня реально (вернее нереально) бесит тенденция заведомо упрощать такие процессы, как принятие управленческих решений и внедрение систем автоматизации! Практически у всех недобросовестных продаванов (не из гнусности, а из-за необразованности – они в свое время тоже наступили на грабли), практически всех отделов продаж из сферы IT продуктов, это уже мантра какая-то: «Мы за пять минут научим вас тому, что создавали 400 профессионалов 5 лет и вы построите бизнес своей мечты легко, быстро и всего за N рублей!». Дальше идет описание оферов, подарков, плюшек и всякого разного. Не знаю, кому как, но мне это, зачастую, напоминает лохотрон.

Я сейчас не про крупный бизнес, который может себе позволить давать в безлимитное пользование демопродукт, так как справедливо рассчитал, что некий процент Лёнь Голубковых (помните эту рекламу?) со временем окупает все издержки и становиться из халявщиков – партнерами.

И все же, что выбрать?

Те, кто меня знает, или те, кто читал мои опусы ранее, уже приготовились? Да, я опять за свое – ща буду всем рассказывать «за жизнь»!

Чтобы определить, какая СРМ-система подходит для вашей организации, нужно сначала определить и формализовать (написать, блин, на бумажке): для каких целей вам нужна срм; что она будет делать; во сколько это обойдется в деньгах, во временных и трудовых затратах; есть ли на это необходимые ресурсы; что это даст в результате.

Опять же, предположим, что вы – продвинутый предприниматель, вы системно подходите к улучшениям в своем бизнесе и у вас уже есть выделенный бюджет, назначено ответственное лицо (можно и себя любимого назначить) по закупке, внедрению, настройке и обучению персонала. Но, тут нужно реально понимать, что еще вы должны знать и уметь, или сколько вам придется заплатить, что бы «простое» внедрение быстро заработало. То есть, какие смежные продукты вам понадобятся, какие навыки есть, а каким придется учиться, сколько времени и денег вы потратите еще в дополнение к «простому и легкому» решению.

Так же на выбор СРМ повлияет наличие следующих факторов:

IPтелефония – их сотни, цена у всех разная, тарификация может быть пакетная, поминутная, смешанная, за пользователя или за группу. Цены не космос, но 5-7 тысяч рублей приготовьте. Выбор телефонии зависит и от географии вашей компании, количества сотрудников и нагрузки, типа нагрузки (входящие/исходящие/ и те, и другие), сотрудники у вас все свои или вы часть работы передали в колл-центр на аутсорсе и т.п. Основные игроки, около 30 компаний интегрируються довольно неплохо, но функционал может сильно отличаться. Выбирайте оптимальное решение на основе вышеперечисленных факторов.

Сервис email рассылок. Та же история, что и с телефонией, просто качественных сервисов чуть поменьше. Выбрать можно по своим объемам рассылочной базы, бизнес-процессам и задачам, бюджету. Особо хотел бы отметить сервис B2B Family. Это решение при правильной интеграции и внедрении помогает «бить в цель» в самый нужный момент. Об этом сервисе можно подробнее узнать ЗДЕСЬ. Это автоматизирует процесс обработки холодных или теплых лидов, значительно повышает конверсию из открытия письма в продажу, экономит уйму времени продаванов. Стоимость меняется в зависимости от специалистов внедрения (свои или привлеченные), объема рассылок. Тут разбег в цене от пары тысяч рублей, если у вас небольшая база рассылки, до бесконечности, если в вашей базе миллион и больше адресатов.

Чат-боты / чат-бот платформы соцсетей и мессенджеров. На самом деле интеграция страниц соцсетей и мессенджеров в коммуникационную систему копании – это тренд последних лет и почти все разработчики серьезных СRM и ERP решений активно работают в этом направлении.

Настройки и интеграции всех «плюшек» обойдутся от нескольких десятков тысяч, до нескольких сотен. Опять же, все зависит от масштабов, задач и самих CRM-систем. Многие прибамбасы уже реализованы внутри некоторых продуктов. Это значительно сокращает объемы работ по интеграции и уменьшает затраты.

Но несмотря на все разнообразие систем автоматизации для малого и среднего бизнеса, чаще всего, выбор сводится к двум лидирующим на рынке компаниям: AmoCRM и Bitrix24. О том, как сделать выбор между этими, безусловно достойными, представителями, вы узнаете в статье Как выбрать CRM? AMOcrm или Bitrix24?

Удачных вам решений в управлении и автоматизации маркетинга и продаж. До встречи!

С уважением, Сергей Минц.